Девять

 

Девятка в мировой культуре проявляется в разных ипостасях: в Древней Греции – это девять муз — покровительниц искусства и науки, у древних германцев жертва из девяти животных, у индейцев майя существует поверье о девяти подземных мирах и т.д.  Это число в большинстве культур считали символом знания, мудрости, судьбы, образования.
У казахов число «девять» по праву относится к ритуальным и репродуцируется в девяти предметах приданного невесты (9 одеял, 9 видов посуды и т.д.). У казахов и монголов число девять считалось священным, дар хану состоял из 9 предметов (9 лошадей); это было и числом штрафа. Награда за байгу тоже исчислялась девяткой. Таковым был приз владельцу скакуна, состоявший из верблюда, орла, коня, коровы, жеребенка, овцы, козы, ковра, шубы или иных девяти ценностей в различных сочетаниях [2, с.75].
Девять блюд готовили на узбекскую свадьбу. В прошлом у некоторых тюркских народов бытовал обычай купли собственного ребенка в целях охранения от порчи, где в качестве платы давали 9 предметов. Имя такому ребенку давали Тоғызақ или Сатыбалды.
Имена тюркских ханов сопровождались девятью эпитетами. У тюрков числительное «девять» было своеобразным пределом словесно называемого подсчета. Это иллюстрирует и старинная казахская игра – тоғыз күмалақ, в которой используются ряд математических действий: сложение, вычитание, умножение и деление, направленные на создание «гармонической позиции камней, которая является важнейшим принципом и определяет мастерство игрока» [8].

.